Коррупция в белом халате: почему фарма-отрасль в Узбекистане требует особого внимания и что с этим делать

Коррупция в белом халате: почему фарма-отрасль в Узбекистане требует особого внимания и что с этим делать

«Мы должны бороться с коррупцией вместе с общественностью» – Шавкат Мирзиёев

Вопрос жизни и смерти

Фармацевтическая отрасль – одна из наиболее чувствительных сфер государственной политики: ошибки, злоупотребления или откаты здесь напрямую отражаются на здоровье населения. Высокие денежные потоки, сложная техническая экспертиза и многочисленные административные процедуры (регистрация, лицензирование, аккредитация, снабжение, тендеры) давно вызывают озабоченность властей и населения республики.

Еще в январе 2020 года Ш.Мирзиёев на встрече с учеными, молодыми исследователями, руководителями научных учреждений и представителями производства высказал свое мнение насчет коррупции в сфере фармацевтики, подчеркнув:

«Давайте отрыто будем говорить о фармацевтике. Каждый год импортируют лекарства на 1 млрд долларов США. 1 млрд долларов! Валюта уходит из Узбекистана. Разве невозможно производить продукцию на 200-250 млн долларов на территории нашей страны? Нет, такого у нас нет»

При этом реальные случаи злоупотреблений уже зафиксированы – дело «Док-1 Макс», получившее широкий резонанс не только в нашей стране, но и привлекло внимание зарубежной аудитории, “Игры фармацевтики” – непоставка жизненно необходимых лекарств, когда пациенты вынуждены покупать их в 10 раз дороже.

«Вот – игры фармацевтики! И это только в онкологии. А таких фактов достаточно и в эндокринологии, и в кардиологии, и в службах скорой помощи» – президент

Сегодня государство уделяет особое внимание и предпринимает усилия, превращая декларируемый курс в практические меры: усиление контроля, расследования и обязательную ответственность всех участников цепочки снабжения.

Антикоррупционная среда: нормативная архитектура и её развитие

Антикоррупционная среда в фармацевтическом секторе Узбекистана формируется на стыке общегосударственного законодательства и специализированных отраслевых норм. За последние годы нормативная архитектура стала более комплексной, системной и ориентированной на реальное предотвращение коррупционных рисков.

Принятый в 2017 году Закон «О противодействии коррупции» это базовый документ, определивший фундамент подхода: принципы открытости и подотчётности, предупреждение, ответственность, механизмы межведомственной координации. Закон впервые ввёл системный подход к оценке коррупционных рисков в госорганах, включая сферы с высокой степенью государственного регулирования, в т.ч. и фармацевтика.

За последние годы приняты важные дополнения, нацеленные на предупреждение злоупотреблений до появления ущерба:

Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов» № ПП-5263 от 22.10.2021 г. закреплена обязательная антикоррупционная экспертиза проектов нормативно-правовых актов, включая отраслевые правила.

Теперь любой проект акта (регламент по регистрации, сертификации, аккредитации лабораторий, техрегламент и т. д.) должен проходить проверку на наличие коррупциогенных факторов – расплывчатых норм, избыточных полномочий, дискреции, закрытых процедур и др.

Усилен контроль за конфликтом интересов. В 2024 году принят Закон Республики Узбекистан «О конфликте интересов», обязывающий госслужащих и экспертов декларировать потенциальные конфликты при разработке нормативов, проведении экспертизы лекарств, регистрации, инспекции, лицензировании.

Расширение полномочий Антикоррупционного агентства по мониторингу отраслевых процедур, в т.ч. анализ коррупциогенности регуляторных процессов (регистрация, лицензирование, сертификация, тендеры по закупкам).

Специализированное фармацевтическое регулирование как зона повышенного риска регулируется Законом «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности», который является базовым документом для всей системы регулирования, направленным на:

уточнение процедур регистрации лекарственных средств и медизделий;

совершенствование лицензирования аптек, производителей и импортеров;

усиление контроля качества, в т.ч. за счет расширения функций лабораторий;

повышение ответственности участников рынка.

Сегодня нормативная основа фармрегулирования направлена на создание прозрачных процедур, которые ранее критиковались за избыточную дискрецию.

Новый порядок регистрации фармацевтической продукции

Следует обратить внимание, что после долгих обсуждений в ноябре 2025 года подписано Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении положений о порядке государственной регистрации лекарственных средств и о порядке государственной регистрации медицинских изделий» № 738 от 24.11.2025 г.

В соответствии с новым документом будут пересмотрены и приведены в соответствие с действующими международными требованиями внутренние ведомственные документы Центра безопасности фармацевтической продукции, связанные с выполнением задач и функций по государственной регистрации лекарственных средств и медицинских изделий.

Будет пересмотрен состав кадров, участвующих в процессе оценки качества, безопасности и эффективности лекарственных средств. Постановлением предусмотрен комплекс мер по укомплектованию Центра высококвалифицированными специалистами, их периодической ротации, а также привлечению опытных зарубежных экспертов, работающих на постоянной основе.

Порядок проведения клинических испытаний оригинальных лекарственных средств, а также изучения и оценки биоэквивалентности генерических лекарственных средств в зависимости от их лекарственной формы будет разработан и утверждён на основе требований и рекомендаций Международного совета по гармонизации технических требований к лекарственным средствам для применения у человека (ICH).

Кроме того, утверждён новый порядок государственной регистрации фармацевтической продукции. Этот документ определяют «узкие места» и направлен на гармонизацию государственного контроля в сфере фармацевтики с международными стандартами, обеспечение прозрачных, оперативных и современных требований к процессам регистрации, что способствует сокращению бюрократических препятствий и снижению коррупционных рисков, создаст условия для здоровой конкуренции и надёжного регулирования отрасли.

Закон есть — теперь требуется трансформация практики

Новый Узбекистан располагает современным и достаточно комплексным набором нормативных инструментов для противодействия коррупции – как в целом по государственному сектору, так и в специфически уязвимой сфере здравоохранения и фармацевтики. За последние годы сформирована правовая база, которая по структуре и содержанию сопоставима с международными подходами: введены нормы о предотвращении конфликта интересов, обязательной антикоррупционной экспертизе нормативных актов, усилена регламентация регистрации, лицензирования и контроля качества лекарственных средств.

Однако главный вызов сегодня – не в написании новых законов, а в трансформации практики. Именно применение норм в ежедневной административной работе определит, будет ли фармацевтическая отрасль защищена от коррупционных рисков. Здесь ключевыми становятся три направления:

  1. Цифровизация и автоматизация процедур

Полный электронный документооборот, открытые реестры решений, электронные очереди, автоматические проверки полноты документов и фиксация всех действий в информационных системах – всё это снижает влияние человеческого фактора и возможность «ручного» вмешательства.

  1. Публичность и подотчётность

Открытая публикация решений (регистрация, отказ, приостановление), критериев оценки, методик экспертизы и обоснований, а также аналитических отчётов регуляторов создают атмосферу, где любое необъяснимое отклонение становится заметным обществу и экспертам.

  1. Реальные механизмы контроля конфликта интересов

Декларации потенциального конфликта интересов, обязательное раскрытие персональных и служебных интересов, независимый аудит и внешняя экспертиза ключевых решений позволяют минимизировать влияние личных связей, давления или скрытых выгод.

Борьба с коррупцией — это не разовая кампания, а системная реформа, требующая прозрачности, ответственности и принципиальности на всех уровнях власти.

Именно такой подход должен стать фундаментом для фармацевтического сектора, где цена ошибки измеряется не финансовыми потерями, а здоровьем и жизнью людей.

Только соединение современных юридических норм, прозрачных процессов и независимого профессионального мониторинга способно вывести фармацевтическую отрасль в состояние, в котором доверие пациентов будет опираться не на личные связи и неформальные договорённости, а на открытость, объективность и предсказуемость государственных институтов.

АРЕС БАЯЗИТОВ
Отдел по противодействию коррупции и комплаенс контроля

Государственного учреждения «Центр безопасности фармацевтической продукции»